Меню
Статьи
Один из величайших древних философов Сенека говорил, что "мы каждый вечер должны призывать себя к такому отчету: какой недостаток я победил сегодня? Какой страсти воспротивился? Против какого искушения устоял? Какую добродетель приобрел?" Он же высказал глубокую истину, говоря, что наши пороки исчезнут само собой, если они каждый день будут подвергаться такому пересмотру.
Не каждый человек может стать социальным работником: основным определяющим фактором здесь является система его ценностей, которая, в конечном счете, определяет профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности человека переходит из разряда философского понимания в категорию базисного психологического убеждения, как основы всей ценностной ориентации социального работника.
Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением, но остается одной из самых одухотворенных и благородных видов деятельности.
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Следовательно роль личностных качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности.
Личностные качества социального работника можно разделить натри группы:
первая - психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
вторая - психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности.
третья - психолого-педагогические качества, направленные на проявление личного обаяния.
Определение личностных качеств социального работника предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. В зарубежной психологической литературе существует множество теоретических "конструкций" направленных на то, чтобы субъект правильно выбрал профессию. Среди них теория Т. Парсонса, который считает, что для того, чтобы субъект правильно выбрал профессию, необходимо: ясное понимание "себя", своих способностей, интересов, стремлений, возможностей; знание требования и условий для достижения успеха; правильное соотнесение первых двух факторов. Такое понимание выбора имеет ряд недостатков. Прежде всего, оно понимается как одномоментный акт, что предполагает упрощенческое представление о че-ловеке, отрыве его от конкретного процесса труда.
Одна из наиболее популярных теорий - концепция Д. Сьюпера, который рассматривает профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс, оно формируется под воздей-ствием ряда факторов внешней среды, среди которых первостепен-ное значение отводится субъективным факторам.
С точки зрения Д. Сьюпера, процесс профессионального становления индивидуально своеобразен и определяется неповторимостью тех условий, в которых он протекает. Вместе с тем в нем можно выделить ряд типичных этапов; такие, как этап роста, поиска, упрочнения, стабилизации и спада. Большое место в профессиональном определении отводит процессу самопонимания личностью себя как профессионального работника.
Таким образом, социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области.
Изменениям человека, ведущим к росту его личности, посвящено много исследований. В силах социального работника решать задачу самосовершенствования, овладеть своими мыслями, чувствами, поведением, помогая себе самому, и в первую очередь необходимо обучится искусству самонаблюдения. Во многих философских и мистических учениях, у Сократа, Гурдижева, Коишнамурти, буддистов и Лаоцзы, подчеркивается, что самонаблюдение и самопознание являются необходимым шагом на пути развития. Самонаблюдение, кроме того, верный способ, помогающий избавиться от внутренних терзаний, к которым склонны сегодня многие.
В особых, трудных или экстремальных, условиях деятельности когда внешние или внутренние факторы вызывают нарушение нормальной деятельности функциональных систем, возникает естественная потребность восстановить равновесие, сбалансированность психические процессы. В результате осознания ситуации появляется мотив того или иного действия в целях приспособления к нестандартной обстановке, происходит активизация системы психической " саморегуляции, соционом ощущает необходимость "собраться", "отмобилизоваться", "перестроиться". Это и есть начало рефлексии, когда чаще всего запускается механизм общения с собой, механизм анализа и оценки, выработки и принятия решений.
В зависимости от содержания задачи меняются способы и виды работы с собой. Наиболее распространенные: самоисповедь - полный внутренний отчет перед собой о самом себе. Успех рефлексии тем больше, чем объективнее удается отразить реальность нашему психическому зеркалу. Выразить "наболевшее" в словах, высказаться прямо и бесхитростно издавна считалось одним из действенных способов избавления от тягостных мыслей.
Традиции исповедоваться очень давние. Акт исповеди зафиксирован на ступени родоплеменных отношений.
Магическая функция очищения исторически закрепилась в христианстве. Сегодня повседневная жизнь такова, что социальному работнику приходится отвлекать внимание других от собственных личных проблем.
В таких условиях эффективным средством становится самоисповедь, когда рядом нелегко найти собеседника с такими же взглядами. Важно, чтобы мысли и переживания нашли выход, свое разрешение в словах, были произнесены вслух и услышаны, пусть хотя бы и самим собой.
Сознательное формирование привычки к самоотчету о характере и целях предполагаемых действий будет способствовать устранению нежелательной спонтанности и импульсивности в поведении, так как задействует механизмы интеллектуального и морального контроля.
Самоубеждение - это принцип коммуникативного критико-аналитического, сознательного воздействия на собственные лично-стные установки, ядро личностных мотивов. Основой процесса являются умственные операции рационализации системы мотивов поведения, заключающиеся в логическим обосновании практической пользы того или иного действия.
Метод самоубеждения один из самых действенных психологиче-ских инструментов самопостроения личности, отбора необходимой для этого информации, преодоления чужих и чуждых установок, как и собственных предубеждений, препятствующих адекватному восприятию действительности.
Перефразируя известную мысль знатока внутренней, душевной жизни человека, писателя А. Платонова, можно сказать, что размышляющий о жизни и собственном поведении менеджер не может не беседовать, и прежде всего с самим собой, для того чтобы обратить "текущее чувство в мысль", а мысль в реальности собственного поведения и образа жизни.
Социальный работник профессионально помогает людям, поэ-тому он должен иметь навыки саморегуляции, самоорганизации, так как они являются основой самосовершенствования и профессионального роста.
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА - ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Hosted by uCoz